31 мая 2017 года состоялось заседание Комитета по внешнеэкономической деятельности и продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров на тему: «Новое таможенное законодательство: новые нормы, «плюсы» и «минусы». Как известно, разработчиком Таможенного кодекса ЕАЭС стала Евразийская экономическая комиссия, а также национальные правительства, представители бизнеса и экспертного сообщества.
Юрий ПРАСЛОВ, директор департамента корпоративных коммуникаций и маркетинга Ассоциации менеджеров, выделил существующий тренд: «с одной стороны, интеграционные процессы способствуют унификации стандартов, объединению рынков и продвижению России по шкале doing business, с другой стороны, понятия клиентоориентированности и сервиса далеки от таможни».
Модератор Андрей ТОЧИН, председатель Комитета по внешнеэкономической деятельности и продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров, руководитель Центра экспертизы и продвижения внешнеэкономических инициатив, отметил, что работа над подготовкой нового Таможенного кодекса шла три года, документ получился объемным, с отсылками на регулирование на уровне национального законодательства и сложным для правоприменения.
«Кодекс окончательно был подписан в апреле 2017 года, соответственно его вступление в силу предполагается не с 1 июля 2017 года, а с 1 января 2018 года», - сообщил ТОЧИН.
Дмитрий НЕКРАСОВ, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, признал, что новый Кодекс имеет определенные недостатки, в частности, «это компромиссный документ: от жесткой позиции госорганов, от мягкой позиции бизнеса мы шли к середине и там нашли точки соприкосновения».
Между тем создатели нового Кодекса решили ряд актуальных задач: сокращение национального сегмента таможенного регулирования; обеспечение условий равного доступа товаров на рынок; существенный рост отсылок на ЕЭК – более сотни; включение большей части существующих договоров по таможенному регулированию непосредственно в Кодекс; учет международных конвенций обязательств государств-членов в рамках Всемирной таможенной организации; учет современного уровня развития информационных технологий.
«Новый Кодекс – это Кодекс возможностей. То, каким мы его сделаем, как мы его реализуем, зависит, прежде всего, от нас, как от чиновников, и от тех, кто больше всего заинтересован в том, чтобы мы хорошо работали, писали правильные документы. Если вы не будете нас подталкивать, мы не достигнем тех 100% возможностей, которые в этом Кодексе есть», - резюмировал НЕКРАСОВ.
Андрей ТОЧИН, руководитель Центра экспертизы и продвижения внешнеэкономических инициатив, сфокусировал внимание аудитории на вопросах регулирования таможенной стоимости в новом Кодексе, учитывая, что именно они являются причиной большинства споров с таможенниками.
Так в недавно вступившем в силу соглашении об упрощении торговли, принятом по итогам 9-й Министерской конференции ВТО на Бали, есть положения, касающиеся предварительных решений по таможенной стоимости. В новом Кодексе предварительное решение в части таможенной стоимости допускаются только в отношении методов ее определения и только в том случае, если возможность выдачи таких предварительных решений предусмотрена национальным законодательством.
«Кодекс не предполагает в стандартном режиме заполнения декларации о таможенной стоимости», - пояснил ТОЧИН, а только в отдельных случаях.
В финале выступления ТОЧИН выразил мнение по поводу нового Кодекса: «Невозможно законодательно ограничить полномочия, которые необходимы таможне для реализации возложенных на них задач. Однако принцип разумности применения законодательства должен лежать в основе всей правоприменительной практики».
Присоединились к дискуссии представители многих компаний реального сектора. Так Анастасия ЛАЙЕР, менеджер по таможенному оформлению ООО “ПепсиКо Холдингс», поделилась мнением, что по сравнению с 1993 годом работа с таможней значительно упростилась.
В завершении делового события участники выразили уверенность, что новый Кодекс облегчит бизнес-процессы в российской экономике.