По итогам заседания Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров на тему: «Бизнес и климат: стратегии устойчивого развития» 14 представителей бизнес-сообщества, науки, органов власти разработали резолюцию, в которой сформулированы ключевые задачи и предложения для органов государственной власти, бизнес-организаций, образовательных учреждений, некоммерческого сектора и СМИ.


                                                                        Резолюция
по итогам заседания комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации                                    менеджеров: «Бизнес и климат: стратегии устойчивого развития»

6 декабря 2017 состоялся комитет по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров: «Бизнес и климат: стратегии устойчивого развития». В работе комитета приняли участие представители федеральных органов власти, общественных, научных и образовательных организаций, бизнес-сообщества.
В ноябре завершилась 23-я климатическая конференция ООН, ключевым вопросом повестки которой была разработка правил реализации Парижского соглашения - процедуры мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов, мерам адаптации к изменениям климата, финансам для развивающихся стран, а также международным рыночным и нерыночным механизмам, стимулирующим сокращение выбросов парниковых газов. Правила планируется принять в декабре 2018 года на конференции в Катовице (Польша).
Российские компании объединяют усилия по сокращению воздействия на окружающую среду и управлению климатическими рисками, поддержав программу «Российское партнерство за сохранение климата».
Парижское соглашение следует рассматривать с точки зрения возможностей для повышения конкурентоспособности российской экономики и отечественной продукции на мировом рынке.
Спрос на продукцию, произведенную с наименьшим воздействием на окружающую среду, все сильнее определяет предпочтения рынков как на уровне государств, применяющих экологические стандарты, так и на уровне корпораций и граждан.
Переход к природоохранным технологиям, принятие климатических обязательств и высоких экологических стандартов становятся необходимостью: сегодня это преимущество, а в будущем - обязательное условие для сохранения доли на рынке и возможности конкурировать.
Ратификация Парижского соглашения позволит России полноправно участвовать в международном переговорном процессе, формировании климатической политики на международном уровне, в том числе продвигать и отстаивать свои интересы.
При ратификации Россией Парижского соглашения все участники российского делового сообщества смогут рассчитывать на обеспечение равных конкурентных условий для работы на международном рынке.

Российское партнерство за сохранение климата выступает:
1. в поддержку усилий Правительства России, направленных на повышение эффективности и расширение комплекса мер, обеспечивающих снижение энергоемкости и материалоемкости российской экономики и сокращение выбросов парниковых газов на основе внедрения системы наилучших доступных технологий;
2. за сбалансированное развитие глобальных и национальных российских рыночных и фискальных инструментов регулирования выбросов парниковых газов, обеспечивающих достижение целей по сокращению выбросов при минимизации затрат на соответствующие технологические проекты и мероприятия;
3. за создание экономических стимулов для предприятий и использование инструментов государственной поддержки проектной деятельности по сокращению выбросов парниковых газов в соответствии с лучшими международными и российскими практиками и стандартами;
4. в поддержку переговорной позиции Российской Федерации, ориентированной на максимальное участие всех стран в реализации мер по снижению негативного климатического воздействия;
5. за ратификацию Россией Парижского соглашения. Климатическое соглашение открывает новые возможности для многостороннего сотрудничества, способствует инновационному развитию страны и созданию экономических инструментов, стимулирующих повышение энергоэффективности и использование возобновляемых источников энергии. Ратификация Парижского соглашения позволит России полноправно участвовать в международных переговорах по разработке конкретных механизмов реализации соглашения;
6. за развитие инструментов международной кооперации в сфере борьбы с изменениями климата, за устранение барьеров и искусственных ограничений, препятствующих эффективной реализации международных инвестиционных проектов в указанной сфере;
7. за формирование в Российской Федерации достоверной системы отчетности, мониторинга и верификации выбросов парниковых газов, как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне компаний, с учетом лучших международных практик и стандартов;
8. за осуществление комплекса мер, обеспечивающих максимальную реализацию потенциала поглощения парниковых газов российскими лесами и экосистемами, включая формирование национальной системы полного учета поглощения парниковых газов в соответствии с международными правилами и стандартами;
9. за развитие эффективного диалога между государством и бизнесом в сфере борьбы с климатическими изменениями, за принятие и реализацию добровольных соглашений государства и бизнеса, стимулирующих поэтапный переход промышленности и энергетики на низкоуглеродные технологии;
10. в поддержку действий мирового сообщества, направленных на стабилизацию климатической системы, снижение негативного антропогенного воздействия на климатическую систему и создание экономических инструментов для снижения такого воздействия;
11. за повышение информированности российского общества о климатической проблематике, включая введение основ устойчивого развития и международной климатической повестки в образовательные программы высшего и среднего образования в России.
Члены Партнерства выступают за ратификацию Парижского соглашения, т.к. оставаясь вне Парижского соглашения, Россия может лишиться не только права голоса по основным вопросам международной климатической повестки, но и возможности участвовать на равных в создании новой глобальной модели низкоуглеродного развития и места в новом международном разделении труда.
Ископаемые углеводороды в ближайшее время перестанут быть драйверами экономического роста и экономическим ресурсом, обладание которым дает преимущество. И сейчас важно начать производить и поставлять на рынок зеленые, низкоуглеродные товары, пользующиеся спросом и либо не имеющие аналогов в мире, либо превосходящие имеющиеся аналоги качеством и отличающиеся от них низким или малым углеродным следом.
Мы выступаем за сотрудничество со всеми странами в решении задач сокращения выбросов и развития соответствующих технологий.

Принимая во внимание вышеизложенное, рассмотрев представленные их вниманию научные данные, материалы исследований общественного мнения, предложения и комментарии, а также обменявшись мнениями в ходе круглого стола, эксперты комитета ПРИНЯЛИ СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Правительству Российской Федерации
Рассмотреть вопрос о разработке концепции по переходу Российской Федерации к «зелёной», ресурсоэффективной экономике, предусматривающей увеличение прямых и сопряженных инвестиций в природоохранные технологии, сокращение прямой генерации отходов и углубление их переработки, поддержку экологической активности бизнеса в отраслях нового технологического уклада, создание механизмов для введения и возрастания роли платежей за экосистемные услуги, создание условий для привлечения капитала на рынок экологических товаров и услуг, создание дополнительных "зеленых" рабочих мест, формирование новых инновационных отраслей экономики, обладающих потенциалом роста ВВП.
Разработать план конкретных действий по адаптации экономики и социальной сферы к изменению климата, прежде всего и больше всего в тех регионах, где изменение климата может представлять наибольшую угрозу для населения и экономической деятельности.
Пересмотреть заявленные цели сокращения выбросов до 2030 года в сторону их ужесточения и сформулировать долгосрочную стратегию низкоуглеродного развития до середины века исходя из цели сокращения выбросов ПГ на 80-95% от уровня 1990 г.
Оказывать поддержку новым низкоуглеродным секторам и проектам, особенно в энергетической, промышленной, экономической политике и стратегии.

Министерству экономического развития Российской Федерации
Рекомендуем пересмотреть расходы бюджетов всех уровней в пользу финансирования мероприятий, связанных с анализом и прогнозированием климатических изменений, смягчением этих изменений (через сокращение выбросов парниковых газов и развитие альтернативных, низкоэмиссионных видов экономической деятельности) и адаптацией к изменениям климата.
Делать ставку на ВИЭ, потенциал которых в России значителен и не реализован в полной мере.

Министерству образования и науки Российской Федерации
Регулярно актуализировать программы основного и факультативного обучения по вопросам климатической проблематики, устойчивого развития и экологии в вузах и школах. При этом важно, чтобы тема глобального изменения климата, смягчения климатических изменений и адаптации к ним нашла достойное место в образовательной программе по самым разным специальностям.
Разработать рекомендации для школ и ВУЗов по внедрению курсов лекций по климату и углеродному регулированию.
Разработать курс управления изменением климата или климатического управления для менеджеров.

Бизнес-сообществу
Участвовать в разработке проектов модернизации и перехода предприятий на экологически безопасные технологии;
Внедрять новые экологичные технологии;
Поддерживать исследования и новые разработки в области снижения СO2;
Участвовать в проектах добровольной экологической сертификации;
Повышать прозрачность своей деятельности, раскрывая информацию о нефинансовых аспектах своей деятельности, включая вопросы охраны окружающей среды, на основе международно-признанных стандартов нефинансовой отчетности;
Выполнять анализ финансовых рисков, связанных с изменением климата, и рассмотреть возможность добровольного раскрытия данных, с целью предоставления информации, необходимой инвесторам, кредитным и страховым организациям, а также другим заинтересованным сторонам.
Внедрять новые технологии маркетинга и менеджмента, основанные на учете полного углеродного следа бизнеса и производимой/поставляемой на рынок продукции, включая выбросы парниковых газов вверх и вниз по цепочке поставок.

Некоммерческим организациям
Развивать проекты экологического просвещения и экологического волонтерства. Формировать экологические привычки у граждан России. Вовлекать население в экологически ответственны инициативы. Развивать проекты экологического предпринимательства. Выступать посредником в коммуникации между бизнесом, властью и населением.

СМИ
Информировать население о климатических изменениях, состоянии окружающей среды и доступных способах помощи, проектах государства, бизнеса и НКО в сфере экологии и защиты окружающей среды.

Эксперты комитета
• Елена Вишнякова, директор по связям с общественностью En+ Group;
• Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директор Ассоциации менеджеров;
• Лариса Корепанова, заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере водных ресурсов и гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и экологии России;
• Динара Гершинкова, советник по климату Управления международных проектов ОК РУСАЛ;
• Ангелина Давыдова, экологический журналист;
• Владимир Лукин, эксперт отдела корпоративного управления и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ; 
• Мария Спиридонова, менеджер группы по устойчивому развитию Deloitte CIS;
• Михаил Юлкин, генеральный директор Центра экологических инвестиций; 
• Андрей Петрушинин, директор по связям с общественностью АО «Евросибэнерго»;
• Олег Плужников, председатель отделения по развитию бизнеса в сфере экологии "Деловой России", директор по развитию Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода;
• Ирина Бахтина, вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, Украине, Беларуси, Турции, Израиле, странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки;
• Ольга Санарова, директор департамента общественных связей ОК РУСАЛ;
• Сергей Иванов, генеральный директор DriveElectro;
• Константин Романов, ответственный секретарь Координационного комитета ПАО «Газпром» по вопросам охраны окружающей среды и энергоэффективности, начальник отдела мониторинга инновационных проектов и энергоэффективности дочерних обществ Управления энергосбережения и экологии ПАО «Газпром».