15 марта 2017 г. Ассоциация менеджеров совместно с Евразийской экономической комиссией провела семинар, посвященный вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, а также защитным мерам внутреннего рынка Евразийского экономического союза.

Основной целью семинара было повысить уровень информированности и понимания текущего состояния и перспектив евразийской интеграции, инструментов торговой политики, применяемых органами ЕАЭС, особенностях согласования и принятия решений по данным вопросам с учетом интересов стран-участниц Союза.

Открывая семинар, Сергей ШЕВЧУКОВ, директор по взаимодействию с органами и общественными организациями Ассоциации, отметил, что Ассоциация  менеджеров и Евразийская экономическая комиссия в рамках сотрудничества реализуют совместные мероприятия, направленные на повышение информированности участников делового сообщества об интеграционных процессах в рамках Евразийского союза, особенностях регулирования и приоритетах торговой политики стран-участниц ЕАЭС на пространстве Союза и в отношении третьих стран.

На семинаре с докладами выступили  Алия АЛИМБЕТОВА, заместитель директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, и Екатерина КРУТИКОВА, заместитель начальника отдела Департамента защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.

С момента создания Таможенного союза и формирования единого экономического пространства и после заключения Договора о Евразийском экономическом союзе регулирование внешней торговли стран-участников евразийской интеграции осуществляется на базе общих правил и инструментов, включая Единый таможенный тариф, единый Таможенный кодекс. С 2015 года ведущая роль в формировании торгового режима на пространстве ЕАЭС принадлежит Евразийской экономической комиссии.

Алия АЛИМБЕТОВА в своем выступлении кратко осветила основные этапы евразийского интеграционного процесса, состояние торговли и структурные элементы торговой политики на пространстве Союза. Особое внимание в докладе было уделено мерам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования: процедурам изменения ставок пошлин, приоритетным задачам таможенно-тарифного регулирования, изъятиям из Единого таможенного тарифа,  тарифным льготам и квотам.

Важным элементом данного процесса является создание зон свободной торговли между ЕАЭС и третьими странами.

Единственной страной, с которой на данный момент заключено соглашение о зоне свободной торговли, является Вьетнам. Однако, по ряду стран принято решение о начале подготовки к переговорам или дан старт переговорному процессу, в их числе Иран, Израиль, Сербия. Такие страны как Индия, Египет и Сингапур определены в качестве приоритетных для заключения соглашений о ЗСТ в ближайшей перспективе.

Екатерина КРУТИКОВА подробно остановилась на мерах защиты внутреннего рынка ЕАЭС - антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры, обратив внимание, что применение  мер защиты внутреннего рынка приобретает  все большую актуальность в связи с тем, что государства члены ЕАЭС, за исключением Беларуси, являются также членами ВТО, и, следовательно, имеют ограниченные возможности для применения дополнительной таможенно-тарифной и нетарифной защиты. В таких условиях использование антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер, разрешенных ВТО,  является одним из наиболее  действенных способов защиты внутреннего рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции и резко возросшего импорта товаров.

Меры защиты внутреннего рынка применяются сверх ставок ввозных таможенных пошлин, действующих в отношении импорта товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Частота использования   мер защиты внутреннего рынка в ЕАЭС возрастает: так, если в 2014 году на пространстве ЕАЭС действовало 8 антидемпинговых мер и 2 специальные, то на конец 2016 г. – 17 антидемпинговых.

Процедуры введения новых мер имеют единую логику, которая предусматривает доказательство фактов  возросшего, демпингового или субсидируемого импорта товара, серьезного или материального ущерба для отечественных производителей  или  его угрозы и доказательства причинно-следственной связи между  импортом и ущербом.

Учитывая длительность срока от момента подачи заявления и до принятие решения о введении защитных мер, важное значение приобретают предварительные меры в виде специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлин.

Участники семинара детально ознакомились с процедурами подачи и сроками рассмотрения заявлений, составом заявления и возможными источниками данных, рассмотрели различие в статусе «заинтересованного лица» и «участника расследования», а также возможностями, которые предоставляет статус участника расследования .

После основных выступлений участники семинара, представители компаний и экспертных организаций, приняли участие в дискуссии. В частности, Тамара ШАТАЛОВА, представитель АО «Нижфарм», обратила внимание на вопрос компенсации ущерба от введения предварительных мер при их отмене.  Как отметили представители ЕЭК, введение предварительной меры предполагает формирование компенсационного фонда (порядок возвращения плательщикам определен  в приложении к Протоколу о применении мер). Антон АКИМОВ из компании «Кордиант», исходя из опыта работы в других странах, комментируя данный вопрос, указал на неизбежные потери компаний экспортеров не только при введении мер, но даже при угрозе их введения.

Участники семинара отметили высокую информативность семинара и высказались за продолжение сотрудничества и проведения совместных мероприятий с Евразийской экономической комиссией.

Ассоциация менеджеров планирует в течение текущего года продолжить сотрудничество с ЕЭК, в том числе по тематике переговорных треков и иным вопросам регулирования торговли в ЕАЭС.