Будущее Телекома
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32

12 апреля представители операторов связи обсудили перспективы развития телекоммуникационной отрасли на очередном заседании Комитета по информационным технологиям Ассоциации Менеджеров.

Открывая дискуссию, председатель Комитета  и руководитель  департамента информационных технологий «Банка ВТБ» Дмитрий НАЗИПОВ призвал собравшихся обсудить пути выхода из ситуации, когда телекоммуникационный оператор становится фактически лишь «провайдером трубы» в условиях  усиливающейся конкуренции со стороны высокотехнологичных стартапов. 

«Уберизация экономики», убивающая посредника, сложный регулятивный фон для отрасли в России и приход поколения «Z», живущего в сети и коммуницирующего посредством мессенджеров и социальных сетей, могут поставить под вопрос дальнейшее существование привычной бизнес-модели этой сравнительно молодой отрасли.

Евгений ВАСИЛЬЕВ, генеральный директор «МТТ», подтвердил, что отрасль находится в состоянии острой глобальной конкуренции, на «последней миле» борьбы за клиента. Классический телеком с его громоздкой инфраструктурой, падающей маржинальностью и коммодитизацией продуктового портфеля уже не способен противостоять глобальным стартапам. Подвергнув сомнению перспективу рождения мегапрорывных глобальных проектов  внутри самих телекомов, он призвал искать выход в кооперации в условиях так называемой «апи-номики», когда оператор вынужден «встраиваться» в новые сферы, следуя за клиентом в те ниши и области, куда переходит центр тяжести в коммуникациях, предлагая свои бизнес-решения с высокой добавленной стоимостью в сотрудничестве с другими игроками.

Александр САХАРОВ, экс-директор по развитию финансовых сервисов «Билайн», отметил что среди ключевых трендов растущую долю ОТТ-сервисов (музыка, ТВ, видео), финансовых услуг (до 9% выручки оператора), а также конвергенцию, когда телеком становится единым пакетным поставщиком услуг для домохозяйства, особо выделив недостаточно освоенную пока российскими операторами интеграцию с отраслью рекламы. Когда-то мультимиллиардный рынок телевизионной рекламы в России сократился до нескольких миллиардов, уйдя почти полностью в интернет — основную среду обитания.

Смену поколений, которая диктует «новые правила игры», подтвердил в своем выступлении и директор департамента управления и поддержки VAS-услуг бизнес-рынка компании «МТС» Сергей ЕЛАПТЬЕВСКИЙ. «Цифровое поколение пришло на смену аналоговому, сейчас на подходе поколение виртуальное. Недостаточно просто быть на связи, надо быть online», - отметил Елпатьевский. Презентовав собравшимся своеобразную «пирамиду потребностей» в коммуникаций, он призвал искать будущее телекома в кооперации телекомов с различными отраслями экономики через предложения операторами персональных решений,  основанных на big data, которые они консолидируют, и растущем «промышленном интернете вещей», который отвечает запросу бизнеса на повышение эффективности. Передовые технологические технологии уже сейчас позволяют компании быть не просто оператором связи, а объединять в своем лице банк, системный интегратор и другие сервисы, сопутствующие услугам связи.

Завершая дискуссию, Дмитрий НАЗИПОВ предложил на следующих заседаниях продолжить поиск услуг с высокой добавленной стоимостью, которые могли бы усилить позиции операторов связи и помочь им избежать скучной жизни «провайдеров электричества».

Ассоциация менеджеров благодарит гостиницу «Метрополь» за предоставленный для заседания зал «Савва Морозов».