Благотворительный фонд «Нужна помощь» провел «Экспертный день» на образовательной конференции «Белые ночи фандрайзинга».

Крупнейшая регулярная фандрайзинг-конференция «Белые ночи фандрайзинга» проводится с 22 по 25 мая. Планируется, что в этом году ее посетят более 600 человек, работающих в сфере некоммерческих и благотворительных проектов.

23 мая фонд «Нужна помощь» организовал на конференции специальный закрытый «Экспертный день». Дискуссионные сессии прошли по пяти основным темам: проблемы взаимодействия НКО и государственной власти, отношения фондов со СМИ, корпоративная социальная ответственность, совмещение в работе организации профессиональной помощи и фандрайзинговых программ, а также опыт крупнейших НКО, системно решающих социальные проблемы.

Во время первой сессии выступил начальник управления общественных проектов Администрации президента РФ Сергей Новиков. Представитель АП рассказал о том, как устроена система властных полномочий и объяснил, почему иногда принятие решений затягивается в связи с бумажной волокитой. Отдельно Новиков остановился на сложностях с реализацией послания президента Федеральному собранию: после его оглашения не создается эффективной междисциплинарной группы, разные ведомства слабо координируют свою работу. В свою очередь, представители НКО высказали свои предложения по ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и ФЗ «О некоммерческих организациях». Участники конференции, в числе которых директор фонда «Подари Жизнь» и директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», отметили важность открытого обсуждения и ценную возможность в рамках конференции перейти от неформального взаимодействия с личными знакомыми во власти к более системной работе с государственными органам.

В сессии о взаимоотношениях СМИ и НКО приняли участие главные редакторы Общественного телевидения России, портала «Сноб», телеканала «Дождь» и «Новой газеты». Участники обсуждения согласились с тем, что сейчас успешная работа благотворительного проекта невозможна без рассказанных человеческих историй, и помочь в этом могут профессиональные журналисты. По мнению главного редактора телеканала Дождь, главная задача представителей НКО — точно сформулированное «информационное предложение» для редакций. Руководитель «Новой газеты» Дмитрий Муратов отметил, что время формальных пресс-релизов прошло, а важная роль журналистов — создать «шаговую доступность приличных поступков», мотивацию помочь. Муратов предположил, что для более эффективного взаимодействия с НКО в «Новой газете» будет создан новый отдел. Главный редактор «Сноба» Егор Мостовщиков привел пример простой, но эффективной социально ответственной инициативы в СМИ — ссылка на благотворительные проекты на странице организации «Ошибка-404». Одной из слабых сторон взаимодействия НКО и СМИ участники обсуждения назвали то, что фондам не достает умения сформулировать проблему и не хватает ресурсов для эффективного продвижения. Со стороны СМИ распространенной ошибкой назвали присвоение отдельной рубрики для всех тем, полученных от НКО — обособленные материалы читают хуже, чем главную страницу издания.

Во второй половине дня эксперты обсудили эффективность работы фандрайзинговых отделов внутри НКО, а также сложности со сбором средств на непопулярные проекты и статьи расходов. Директор фонда «Нужна помощь» Анна Семенова отметила, что на некоторые проекты жертвуют менее охотно, но им так же необходимо оказывать равную поддержку. По словам директора по фандрайзингу фонда «Сделай шаг» Дарьи Байбаковой, главное для эффективного сбора средств даже на сложные задачи — осознать сферу профессиональной помощи фонда и четко ее представить, поскольку донорам важно понимать, что они жертвуют тому, кто обладает экспертными знаниями. Директор по фандрайзингу РК «Детские деревни — SOS» Дмитрий Даушев предположил, что в работе благотворительной организации одинаково важны фандрайзеры и те, кто реализуют саму программу помощи, поэтому для руководителя главным принципом должна стать презумпция профессиональности коллег.

Участники сессии о корпоративной социальной ответственности пришли к выводу, что благотворительность должна стать для бизнеса частью стратегического плана, маркетинга и выстраивания бренда. Необходимо отходить от зацикленности на решении частных небольших задач и от урезания бюджета на КСО. Выбирая, кому помогать, бизнесу не следует исходить из собственных желаний, но стоит ориентироваться на мнение профессиональных благотворителей. Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев также рассказал, что сейчас передовые методы ведения КСО в России используют только около сотни компаний. Представитель компании CloudPayments Алексей Требунских привел пример успешного взаимодействия благотворительного сектора и бизнеса — сервис предоставил фондам эффективный инструментарий для осуществления и анализа пожертвований и фактически стал стандартом для НКО, получив при этом развитие и рекламу.

В заключение экспертного дня участники конференции обсудили опыт организаций «большого вклада» (High Impact Nonprofits), чьи главные отличительные черты — продвижение изменений за пределами отрасли, масштабность работы, новаторство, длинные инвестиции, инициирование поправок в законодательство и работа над изменением отношения людей к проблеме. Также в рамках сессии участники изучили книгу Forces for good, авторы которой приводят шесть лучших практик, которые помогают НКО стать организацией большого вклада:

1. Осуществляйте не только сервисную деятельность, но и защиту общественных интересов. Крупная организация не может рассчитывать только на денежные ресурсы, чтобы полноценно решить проблему.

2. Заставьте работать рыночные механизмы на решение вашей задачи. Довольно сложно поменять мир и не изменить бизнес, поэтому НКО не только взаимодействуют с бизнесом, но и меняют его, его отношение, понимание. НКО, зарабатывающие деньги, становятся более устойчивыми.
Инструменты венчурного инвестирования — деньги делают деньги.

3. Вдохновляйте евангелистов — людей, готовых продвигать передовые практики. Они будут умножать число последователей.

4. Вовлекайте некоммерческие сети, растите их. Когда несколько организаций объединяются и лоббируют свои интересы, это действенно.

5. Адаптируйтесь быстро. НКО более гибкие нежели государство, бизнес.

6. Делитесь лидерством, делегируйте. Каждый несет ответственность и может занять место. Неважно, чтобы твоя организация была лидером, важнее решить задачу, а не встать впереди всех.

Конференция «Белые ночи фандрайзинга» продлится до 25 мая. 24 мая пройдет тренинг-день, в ходе которого директор фонда «Нужна помощь» проведет мастер-класс для начинающих фандрайзеров, а сотрудник фонда Иван Лузин расскажет о фандрайзинговых рассылках. 25 мая пройдет конференц-день, в числе сессий которого запланировано выступление директора портала «Такие дела» Мити Алешковского. Кроме того, в течение всех дней конференции работает стенд «Таких дел», где сотрудники информационного отдела ТД ведут для НКО консультации по эффективному взаимодействию со СМИ