В Год экологии вопросам охраны окружающей среды уделяется серьезное внимание. В природоохранную повестку активно вовлеклись не только экологи и неравнодушные граждане, но и бизнес. Все больше компаний встраивают экологические инициативы в свои бизнес-процессы.
- В Год экологии дан старт серьезным инфраструктурным проектам. Общий объем финансирования составит 447 миллиардов рублей, из них до конца года будет освоено 105 миллиардов, - рассказал "РГ" министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. - Остальные средства планируется реализовать в рамках экологических программ до 2026 года. В этой работе участвуют крупные компании в рамках своих проектов корпоративной социальной ответственности. В частности, предприятия сферы транспорта, кинопрокатных компаний, торговых сетей, ряда компаний банковского сектора. В целом вовлеченность бизнеса в проекты Года экологии имела беспрецедентный масштаб.
Крупные промышленные компании в рамках соглашений с минприроды и Росприроднадзором по Году экологии завершили 49 проектов на общую сумму 58 миллиардов рублей. Полностью исполнены мероприятия по 11 соглашениям. Среди отличников - "Северсталь", "ЕВРАЗ", "Трубная Металлургическая Компания", "Магнитогорский металлургический комбинат", "АЛРОСА", "Сургутнефтегаз", "МЕТАЛЛОИНВЕСТ".
- Популяризация темы экологии привела к росту интереса к "зеленым" проектам в общественном сознании, - считает первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев. - Если еще 10 лет назад вопросы экологии находились на периферии интересов бизнеса, то сегодня и крупные компании, и средний и малый бизнес с высокой долей интенсивности участвуют в экологических программах.
Для всех нас примером служат экопроекты таких компаний, как "Норникель", РУСАЛ, En+, МТС, Philip Morris International. Фактически у всех транснациональных корпораций, развивающих свою деятельность в России, и тяжеловесов отечественного бизнеса решение экологических вопросов включено в стратегию. Так, план устойчивого развития и повышения качества жизни Unilever содержит около 50 измеримых целей, в том числе сокращение выбросов углекислого газа. "Норникель" занимается многомиллиардным проектом утилизации выбросов, сотрудничает с заповедниками.
Эти практики могут повлиять и на другие компании, ориентируя их на специфику региона или особенности поставленных задач. Например, бережливое производство особенно характерно для металлургии, фармации и строительной отрасли. Промышленные предприятия наиболее заинтересованы борьбой с выбросами, потому что они могут повредить экологическую среду в месте их расположения.
- Зачастую большие заводы являются флагманскими предприятиями в том или ином регионе или вокруг них могут быть расположены моногорода, - отмечает первый вице-президент "ОПОРЫ России" Павел Сигал. - Качество окружающей среды непосредственно влияет на социально-экономическую обстановку в регионе, в том числе на отношение жителей не только к деятельности того или иного предприятия, но и к власти. Поэтому заводы вкладываются в окружающую среду, чтобы показать свою значимость, позитивно влиять на социально-экономическую обстановку, а также на здоровье своих сотрудников. Чем меньше у сотрудников больничных дней, тем эффективнее работает предприятие.
Больше всего крупный промышленный бизнес сегодня озабочен проблемами утилизации отходов, очистки сточных вод и охраны окружающей среды. Причиной являются действия надзорных органов - Роспотребнадзора, Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры, которые проводят мониторинг очистных сооружений предприятий. Они могут серьезно штрафовать нарушителей и даже приостанавливать их работу.
Серьезных вложений в "зеленую" экономику пока нет, так как это невыгодно по сравнению с традиционными способами производства
- Регулярно на законодательном уровне происходит ужесточение норм и содержания выброса вредных веществ, что стимулирует промышленников производить продукты более высокого экологического содержания, - напоминает директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский. - Например, за последние 10 лет многократно выросли требования по содержанию вредных веществ в автомобильном и авиационном топливе. Ужесточились требования к содержанию вредных веществ в выбросах в атмосферу и сточных водах. Предприятия вынуждены соблюдать эти требования под угрозой серьезных штрафов и в надежде получить налоговые льготы на закупку и ввод в эксплуатацию новейших очистных сооружений. Отношения бизнеса и экологии всегда были непростыми. Экологическое движение возникло как ответ на стремительное развитие экономики, и долгое время экологи воспринимались бизнесом как противники, которые сдерживают рост промышленности. К счастью, здравый смысл победил, и в цивилизованных странах бизнес не только стал взаимодействовать с экологами, но сама забота об экологии стала бизнесом.
- При покупке оборудования его экологичность зачастую является определяющим фактором, поскольку во многих странах введены высокие требования к чистоте производства и получаемой продукции, - считает юрист и правозащитник Александр Хуруджи. - В России ситуация неоднозначная, поскольку на наших предприятиях еще используется много советского оборудования, которое создавалось в совершенно иных реалиях. Новые предприятия изначально строятся с учетом современных стандартов, а забота об окружающей среде воспринимается бизнесом как почетная социальная нагрузка.
Немало российских бизнесменов вкладываются в экологические программы и спасение природы. Однако серьезных вложений в "зеленую" экономику пока не наблюдается, так как это не позволяет окупить затраты по сравнению с традиционными способами производства.
- В России большинство компаний обеспокоены проблемами окружающей среды ровно настолько, насколько они испытывают давление государства и общества или необходимость публично заявить о своей деятельности в позитивном ключе, чтобы обрести конкурентное преимущество, - констатирует Инкере Кантор, руководитель направления "Образовательные проекты, исследования и разработки" Экобюро GREENS. - На данном этапе развития российского рынка больше заметно реактивное, а не проактивное поведение компаний. К тому же многие занимаются избавлением от симптомов и последствий, а не выявлением причин и профилактикой будущих проблем.
Нередки случаи, когда экологическая деятельность компаний в формате мероприятий, разовых акций, благотворительности не имеет в своей основе комплексного научного подхода, носит фиктивный характер, внимание общественности уводится от насущных проблем, реализованные экологические проекты оказываются пустышкой, не несут необходимых изменений. В кризисные периоды экологические проблемы отходят на второй план, если только они непосредственно не ухудшают положение компании на рынке, считает Инкере Кантор.
Пока основным стимулом изменений служат экономические показатели: риски, расходы и возможные выгоды, а также репутация компании. И все же в России уже есть компании, руководство которых вкладывается в постепенный, но настоящий переход на "зеленые" рельсы, обеспечивая себе более устойчивое положение на рынке и закладывая основы "зеленой" экономики в стране.

Кстати
На контроле Росприроднадзора находится 58 соглашений c 46 компаниями на общую сумму более 138,6 миллиарда рублей. Предусмотрена реализация 235 мероприятий, из которых 172 (90 миллиардов рублей) должны быть завершены в 2017 году и 63 (48 миллиардов) - в 2018-2025 годах. Это позволит снизить выбросы на 130 тысяч тонн в год, сбросы - на 33 миллиона кубометров в сутки и уменьшит образование отходов на 1,12 миллиона тонн в год.

Елена Березина