ГРОЗИТ ЛИ РОССИЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «УБЕРИЗАЦИЯ» И КАК НАЛАДИТЬ ДИАЛОГ С РАБОТОДАТЕЛЕМ
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
ГРОЗИТ ЛИ РОССИЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «УБЕРИЗАЦИЯ» И КАК НАЛАДИТЬ ДИАЛОГ С РАБОТОДАТЕЛЕМ

          2 марта на площадке бизнес-школы МФЮА при поддержке Российской Ассоциации бизнес-образования состоялось совместное заседание HR-комитета и отраслевой Комиссии по бизнес-образованию Ассоциации Менеджеров. Первое в этом году заседание открыл директор по корпоративным коммуникациям Ассоциации Менеджеров Юрий ПРАСЛОВ, который выразил надежду, что каждый из участников должен найти свой собственный ответ на вопрос, поставленный организаторами в теме: «Ценность российского бизнес-образования для рынка труда».
 
         Модераторами дискуссии выступили Каталин ЗАБЕЛИНА, директор бизнес-школы МФЮА, член Совета РАБО и Галина РОМАНОВА, руководитель Центра развития карьеры студентов и выпускников МФЮА.

            «Умение управлять людьми – именно этот навык будет в топ-10 самых востребованных на рынке труда в ближайшие 5-10 лет», - к такому выводу пришли участники недавно прошедшего форума в Давосе. И на это обратила внимание в своем приветственном слове Полина ХАБАРОВА, председатель комитета по HR Ассоциации Менеджеров, заместитель генерального директора по работе с персоналом компании КРОК.  

           Наталья ПОЧИНОК, председатель отраслевой Комиссии по бизнес-образованию, ректор РГСУ,  добавила к этому перечню умение управлять изменениями и антикризисное управление, которые с особой остротой ставят вопрос взаимодействия бизнес-образования, корпоративных образовательных структур и самого слушателя.  Российская академическая среда не всегда успевает «сориентироваться на рынке». Именно поэтому в РГСУ приняли стратегическое решение внедрять на базе собственной платформы дистанционного обучения, совместно разработанные с крупнейшими российскими корпорациями, образовательные модули.

            Вопрос о создании собственной интегрированной платформы или подключение к мировым открытым информационным платформам вызвал неоднозначную оценку собравшихся участников. По мнению генерального директора венчурной компании РЭСИИ, члена советов директоров ОАО «Галс-Девелопмент» и «МИЭЛЬ» Евгения ПЛАКСЕНКОВА, мир уже давно идет по пути инклюзивности создания единой мобильной распределенной сети знаний, и попытки создания участниками российского рынка бизнес-образования своих эксклюзивных информационных платформ не получат должного масштабирования.  
           
            Этот тезис парировала Наталья ПОЧИНОК, отметив, что выложенные в открытом доступе образовательные материалы Массачусетского технологического института являются не чем иным, как маркетинговым ходом. «У нас с Вами свой путь!», - акцентировала ПОЧИНОК.

           Кэтлин ЗАБЕЛИНА также прокомментировала роль информационных технологий, которая трансформирует реальность, делая некоторые профессии невостребованными на рынке труда. Так, к примеру, есть мнение, что в прошлое уйдут профессии бухгалтера и переводчика. Бизнес-школы адаптируются к этим явлениям и корректируют свои образовательные программы, прогнозируя будущий спрос. Широкий взгляд на мир, видение будущего, межкультурная коммуникация и междисциплинарность всегда являлись сильными сторонами образовательных школ. Это подтвердила и Ольга МОЛЧАНОВА из МГУ имени М.В. Ломоносова, проиллюстрировав это инновацией «межфакультетского дня», когда слушатели свободно выбирают занятия на других факультетах. «Понимая работу мозга, экономисты попавшие на курсы биологии, находят новые формы работы с памятью и получают научные основы для развития коммуникационных навыков».

           «Видение будущего присуще и бизнес-структурам», - прокомментировала Оксана КУХАРЧУК, руководитель корпоративного университета компании «МТС». Многие корпоративные образовательные центры по объему слушателей могут поспорить с академическими учреждениями. А понимание конкретных нужд компании позволяет полностью адаптировать собственные образовательные модули с выборочным привлечением профессуры или внешнего тренерского состава. Полная интеграция с системой классического бизнес-образования, к сожалению, экономически нецелесообразна. Ее мнение поддержал и руководитель по организационному развитию и человеческому капиталу холдинга «Евраз» Александр ЗАБУЗОВ, отметив, при этом, что в сотрудничестве с бизнес-школой «Сколково» успешно функционирует программа «Лидеры Евраза». «Важна роль образования и как социального лифта для лучших кандидатов из регионов».  Бесспорным преимуществом бизнес-школ является и существующая инфраструктура и методологическая база.

            Вместе с тем, именно потребитель определяет ценность бизнес-образования. По словам Ксении ШИПИЛЕНКО, руководителя корпоративного университета «КРОК», лишь 3% слушателей корпоративных программ пожелали получить диплом бизнес-школы, с которой сотрудничала компания в ходе корпоративного модуля обучения.

            По мнению участников дискуссии, задача управленческого образования – научить думать и учиться. Одним из ключевых векторов обучения должно стать развитие творческих способностей, а также «мультифункциональное» обучение (к примеру, развитие управленческих навыки на базе высшего технического образования). По данным Евгения Плаксенкова, на данный момент в России  зафиксировано лишь порядка 100 стартапов. В то время, как мир захватила «уберизация», мы, по сути, развиваем «вчерашние" решения.     

            Далее дискуссию поддержали Елена АКСЕНОВА, директор Корпоративного университета гидроэнергетики, Русгидро, Владимир МОРЫЖЕНКОВ, профессор, научный руководитель программы «Executive MBA LWB», Международная школа бизнеса Финансового университета, Григорий АВЕТОВ, ректор, школа бизнеса «Синергия», Лариса КАРТАШОВА, профессор, декан, Плехановская школа бизнеса Integral, а также Дмитрий ЗЛОБИН, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Национального Совета при Президенте РФ.


С заключительным словом выступила Наталья ЕВТИХИЕВА, генеральный директор РАБО и НАСДОБР, декан Международной школы бизнеса, при Финансовом университете. Она выразила готовность РАБО поддержать дальнейшие инициативы Ассоциации Менеджеров в сфере образования и принять участие в продолжении данной дискуссии в рамках секции Ассоциации Менеджеров на Московском Международном образовательном салоне 15 апреля 2016 года.