МИР MBA: В АМР состоялось совместное заседание комитета по информационным технологиям и комитета по человеческим ресурсам
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
В Министерстве образования и науки РФ при участии бизнес-сообщества разрабатывают ФГОС по направлению «Бизнес-информатика» 26 марта 2014 года в Ассоциации Менеджеров России состоялось совместное заседание комитета по информационным технологиям и комитета по человеческим ресурсам АМР для того, чтобы обсудить проект разработанного НИУ «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВШЭ) образовательного стандарта по направлению «Бизнес-информатика». В заседании приняли участие представители АМР, НИУ ВШЭ, а также представители таких известных компаний как: Банк ВТБ, IBM, КРОК, АйТи, 1С и других, в деятельности которых информационное обеспечение играет важную роль в достижении конкурентных преимуществ. Алексей Каспржак, исполнительный директор Ассоциации Менеджеров, открывая заседание, пояснил, что, по предложению заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, АМР необходимо аккумулировать предложения со стороны бизнес-сообщества для доработки образовательного стандарта для аспирантуры по направлению «Бизнес-информатика». Проект ФГОС по направлению «Бизнес-информатика» для программ подготовки научно-педагогических в аспирантуре был разработан НИУ ВШЭ. Как известно, аспирантура в соответствии с Законом «Об образовании» относится к одному из уровней  высшего образования, поэтому при разработке образовательных программ в той или иной области ВУЗам следует руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). Проект ФГОС представили Светлана Мальцева, и. о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ и Александра Серова, начальник методического центра НИУ ВШЭ. Светлана Мальцева рассказала про то, каким образом разрабатывался ФГОС для аспирантуры: на первоначальном этапе был сделан обзор зарубежных конференций в области бизнес-информатики и выделены основные технологические тренды в области IT. На втором этапе были определены и проанализированы виды и объекты профессиональной деятельности выпускников аспирантуры, и определены научные направления для исследований. При разработке стандарта также были приняты во внимание общепрофессиональные компетенции в сфере IT, которые существуют в настоящее время. Александра Серова отметила, что одна из задач  разработки ФГОС для аспирантуры заключается в том, чтобы представить науку в области IT по новому, с учетом настоящих экономических реалий и с учетом уже разработанных ранее ФГОС по бизнес-информатике для бакалавриата и магистратуры. Речь, по сути, идет о новом облике и компетенциях аспиранта в области IT, обучающегося по направлению «Бизнес-информатика». Каждый ФГОС, согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ, включает 3 вида требований: - требования к структуре основных образовательных программ; - требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; - требования к результатам освоения основных образовательных программ. Представленный проект ФГОС по направлению «Бизнес-информатика» отвечает всем этим требованиям. В проекте ФГОС выделены такие виды профессиональной деятельности выпускников как: 1) Научно-исследовательская деятельность в области: математических и инструментальных методов экономики; системного анализа, управления и обработки информации в социальных и экономических системах; систем автоматизации, проектирования в социальной и экономической сфере; математического и программного обеспечения вычислительных комплексов и компьютерных сетей; математического моделирования, численных методов и комплексов программ; методов и систем защиты информации и информационной безопасности. 2) Преподавательская деятельность, в том числе: разработка учебных курсов по областям профессиональной деятельности; преподавание дисциплин в рамках образовательных программ высшего образования по направлению «Бизнес-информатика» и т.п. 3) Организационная деятельность, а именно – осуществление организационно-методической работы, ведение и организация научно-исследовательской работы в научных или образовательных организациях. По итогам обучения в аспирантуре фактически присуждается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь». По итогам рассмотрения документа – проекта ФГОС среди участников заседания АМР началось обсуждение проекта. Марина Олешек, старший вице – президент, руководитель департамента по работе с персоналом Банка ВТБ, председатель комитета по человеческим ресурсам АМР, обозначила основную задачу при разработке любых образовательных стандартов: «Необходимо сократить дистанцию между бизнесом и образованием». Дмитрий Назипов, старший вице-президент Банка ВТБ и председатель комитета по IT АМР, отметил, что в образовательный стандарт по бизнес-информатике для аспирантуры необходимо включить требования по освоению прикладных навыков в области исследования бизнес-процессов, их реинжиниринга и оценки эффективности. Также аспирантам необходимо осваивать методы проектного управления, так как реализация масштабных IT-проектов – это всегда групповая деятельность. По мнению Сергея Белова, менеджера университетских программ IBM, обучение в аспирантуре способствует развитию системного мышления и дает более глубокое понимание системного подхода. В результате на рынке появляются консультанты с глубоким знанием IT-технологий, которые могут быть внедрены в различных отраслях. Подготовка профессиональных консультантов в сфере IT и есть одна из задач аспирантских программ по бизнес-информатике. Ирина Есипенок, директор по персоналу компании АйТи, посетовала на то, что АйТи не получают специалистов, обладающих проектным мышлением, хотя г-жа Есипенок не сомневается, что проектный менеджмент как дисциплина преподается в НИУ ВШЭ на самом высоком уровне. Главное значение при разработке аспирантских программ в сфере IT, по ее мнению, приобретают факторы изучения и/или исследования предметной области и развития глобального мышления, тогда как обучение информатике для аспирантов должно быть вторично, потому что такие знания дают и в колледжах, и на бакалаврских программах университетов. Игорь Кузора, руководитель отдела образовательных программ фирмы 1С, рассказал, что 1С уже давно занимается разработкой профессиональных стандартов в области IT в рамках реализации проекта национальной системы компетенций и квалификаций. По его мнению, по итогам обучения в аспирантуре должен быть отработан навык решения задач исследовательского характера. Юрий Зеленков, директор по IT НПО «Сатурн», сделал замечание относительно включения в стандарт аспирантуры требований к наличию в программах аспирантской подготовки базовых дисциплин в области менеджмента, проектного управления, коммуникаций. Так как, по его наблюдениям, после индивидуальной работы над диссертацией многие специалисты с трудом могут работать в коллективе, и компании вынуждены обучать их на местах. Полина Хабарова, HR-директор компании КРОК, подчеркнула, что у специалистов, работающих в компании над реальными проектами, нет мотивации к продолжению обучения в аспирантуре, поэтому необходимо более четко позиционировать программы аспирантуры на российском образовательном рынке. Все рекомендации со стороны бизнес-сообщества были обработаны и переданы Ассоциацией Менеджеров в Министерство образования и науки РФ для дальнейшей доработки образовательного стандарта. Юлия Зыкова, главный редактор журнала «Мир MBA» Материал предоставлен независимым экспертным изданием "Мир MBA" https://www.facebook.com/mirmba.magazine