Волонтерим на репутацию
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Корпоративное волонтерство в России стремительно развивается. Эксперты говорят примерно о миллионе "офисных добровольцев" по всей стране. Как добрые дела становятся нематериальной мотивацией для сотрудников и повышают эффективность компании? Об этом поговорили участники IV петербургской конференции "Корпоративное волонтерство".

Корпоративное волонтерство подразумевает добровольное участие сотрудников в различных социальных программах при поддержке своих компаний. Подобная благотворительность является частью стратегии устойчивого развития. Сегодня бизнес входит на территорию "больших смыслов". Это значит, что все участники процесса - производители и потребители "бизнес-продукта" - обращают пристальное внимание не только на сам товар, но и на имидж компании, ее добрые дела.

При этом единого подхода к организации и поддержке корпоративного волонтерства не существует. Каждая компания самостоятельно определяет, в какой сфере сосредоточить усилия и как организовать процесс. Корпоративным может быть любой вид волонтерства - социальный, экологический, образовательный.

Сегодня выделяют три направления корпоративной "благотворительности": руками, умениями и используя свои профессиональные навыки. Последний считается самым эффективным. Согласно американскому исследованию Toproots, pro bono волонтерство продуктивнее волонтерства руками примерно в триста раз.

- Стоматолог может пойти со всеми и посадить дерево, а может бесплатно вылечить зубы ребенку из малообеспеченной семьи. Компания, занимающаяся обработкой металла, может всем рабочим составом сдать кровь, а может предоставить несколько единиц своего оборудования - станков - в детский дом. Приезжать раз в неделю и обучать воспитанников. Тогда дети будут "выпускаться" уже с профессией. Такие примеры доказывают, почему pro bono подход эффективнее, - рассуждает первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев.

Согласно статистике крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента, в 2018 году Петербург оказался на третьем месте в стране по соисканию людей на позицию "волонтер": 7,33 процента. Основной трудностью сегодня становится вопрос масштаба: как перейти от практик к стандартам? Дать компаниям понять, что корпоративное волонтерство должно стать постоянной деятельностью, частью "культуры", а не просто разовой акцией.Эксперты утверждают, что сотрудники должны разделять философию компании и готовы сделать доброе дело.

Согласно исследованию Национального совета по корпоративному волонтерству, основной мотивацией участия являются моральные соображения (41 процент), а также желание помочь конкретным людям (38 процентов). При этом сильны индивидуалистические мотивы - получение положительных эмоций и личностный рост. Важно, что речь идет именно о личностном, а не о карьерном росте.

В пример можно привести Всероссийский проект в области социальной ответственности "Героям - быть". Изначально конкурс проводился внутри одной компании. Теперь каждый год номинантов выбирают из "простых" людей - трудящихся на предприятиях тяжелой промышленности и поощряют наградами отличившихся.

Одним из таких людей стал Александр Самылов - слесарь по ремонту подвижного состава. За 25 лет он превратил заброшенное поле у своей деревни Загоски в сосновый лес. Каждый год он поливал молодые сосны, и сейчас их там выросло около тысячи. При этом Александр оставался частью компании, в которой работал. Тем самым нецеленаправленно повышал уровень ее корпоративной ответственности.

Чтобы таких "подвигов" становилось больше, нужно вовлекать директоров цехов, начальников. Обучать их грамотному управлению, считает директор Центра корпоративной социальной ответственности PWC Юрий Благов.

- Работа с линейными руководителями - одна из самых больших проблем. Многие менеджеры считают, что если у человека есть силы идти после работы "волонтерить" - значит, он где-то недоработал. Это иллюзия. Важно, чтобы линейный начальник понимал, что, делая добрые дела в свободное время, человек трудится на репутацию компании, ее имя, - считает эксперт.

Также эксперты утверждают, что корпоративное волонтерство становится конкурентным преимуществом. Рынок дает сигнал покупать товары и услуги у социально ответственных компаний. Эту тенденцию можно проследить и в цифрах. Корпоративное волонтерство влияет на основные бизнес-показатели.

Так, руководитель направления корпоративных проектов одной из горно-металлургических компаний Антон Артемьев рассказал, что за время реализации проектов прирост выручки увеличивался до 20 процентов, прирост продуктивности команды - до 15. А текучесть персонала снизилась практически вдвое.

В 2012 году у них впервые стартовала программа корпоративного волонтерства "Комбинат добра". Теперь компания регулярно проводит благотворительные акции в различных форматах: от экологических марафонов до спектаклей.

В обстоятельствах рыночного соперничества Национальный совет по корпоративному волонтерству (НСКВ) становится единственным институтом, который может объединить конкурентов и их ресурсы на неконкурентной территории. Своей целью специалисты ставят разработку методологии и стандартов корпоративного волонтерства в России, а также создание "шаблонов" для запуска программ в организациях любого масштаба.

Сегодня по стране действует уже 15 представительств общественного совета. В ближайших планах - объединить направления волонтеров в Петербурге и Казани. Компаниям, которые только начинают свой путь корпоративного волонтерства, эксперты советуют обращаться за советом именно в НСКВ, благотворительные фонды или НКО. Партнеры из некоммерческого сектора расскажут, какое направление деятельности выбрать, и, возможно, возьмут часть работы по организации на себя.

По словам первого заместителя исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадима Ковалева, серьезные подвижки корпоративному "движению" дал прошедший Год добровольца. В конце 2018-го утвердили концепцию развития, в которой целый абзац посвящен корпоративному волонтерству - а значит, его признало государство. Признание и поощрение помогают донести важность проводимой деятельности "верхушкам" компаний.

По словам всех экспертов, важной и не до конца решенной проблемой сегодня остается освещение деятельности корпоративных волонтеров в СМИ, которые часто отказываются писать о добром деле, чтобы случайно не "прорекламировать" компанию.

"Российская газета", Валерия Лозовская, Санкт-Петербург, 23 апреля 2019 года